Пункт Коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

О работе пункта корекционно-педагогической помощи

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в ГУО «Турецкая средняя школа» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее — ПКПП).

Уважаемые родители, если Ваш малыш нуждается в специальной помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт». На ПКПП нашего учреждения образования  оказывается помощь детям, имеющим различные особенности развития

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

 Пройдя следующий тест, вы узнаете, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к логопеду? «Нужен ли вашему ребёнку логопед?»

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Для прохождения  ПМПК необходимы следующие документы:

  • медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), психоневролога;
  • направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
  • несколько детских рисунков.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу УПК  для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25минут.

Продолжительность подгупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.

Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу УО.

График работы ПКПП

ПасадаПрозвішча, імя, імя па бацьку№ кабінета
1Настаўнік-дэфектолагКісцень ТаццянаВіктараўна 2-гі паверх,
кабінет настаўніка – дэфектолага

ГРАФІК
работы настаўніка-дэфектолага
пункта карэкцыйна-педагагічнай дапамогі  ДУА «Турэцкая сярэдняя школа» Кісцень Таццяны Віктараўны
на 2023/2024 навучальны год

Дні  тыдняЧас  работыКансультацыйныя гадзіны
Панядзелак8:00 – 14:3012.30-13.00
Аўторак8:00 – 14:00
Серада8:15 – 12:45
Чацвер8:15 – 13:30
Пятніца8:15– 13:20
                           
     

График консультаций учителя-дефектолога

ЗАЦВЯРДЖАЮ

Дырэктар                        Г.В.Хаменка

“ 15  ” верасня    2023 г.

Графік  кансультацый настаўніка-дэфектолага Кісцень Т.В. на 2023/2024 н.г.

Месяц, дата , часТэмаКатэгорыя
верасень
20.09.2023г.
12.30-13.00
Нормы  моўнага  развіцця  дашкольнікаў.Бацькі
кастрычнік
18.10.2023г.
12.30-13.00
Гульні  для  развіцця  дробнай  маторыкі  сваімі  рукаміВыхавацелі, бацькі
лістапад
15.11.2023г.
12.30-13.00
Функцыі  выхавацеля  ў групе  для  дзяцей  з  цяжкімі   парушэннямі  маўленняВыхавацелі
снежань
20.12.2023г.
12.30-13.00
Фанематычная  дызграфія, прычыны  ўзнікнення і  спосабы  яе  карэкцыіНастаўнікі  пачатковых  1 і 2 класа
студзень
20.01.2024г.
12.30-13.00
Роля  цацкі  ў  развіцці  дашкольнікаВыхавацелі, бацькі
люты
14.02.2024г.
12.30-13.00
Развіццё  слыхавой  увагі  , слыху ў  дзяцей дашкольнага ўзростуВыхавацелі, бацькі
сакавік
20.03.2024г.
12.30-13.00
Неабходнасць  развіцця  графічных  уменняў ў  дзяцей   дашкольнага  ўзростуВыхавацелі
 красавік 17.04.2024г.
12.30-13.00
Моўныя  гульні  па дарозе  дамоў для  дзяцей  3-6 гадоўБацькі
Май
15.05.2024г.
12.30-13.00
Эфектыўнасць карэкцыйна-педагагічнай  працы  ў 2023/2024 нав.годзеВыхавацелі, бацькі
Кожная  серада
месяца
12.30-13.00
Індывідуальныя
кансультацыі

                                                                                 ЗАЦВЯРДЖАЮ

                                                                                  Дырэктар  ДУА «Турэцкая сярэдняя  школа”

                                                                                                              01.09.2023 г.  _________  Г.В. Хаменка

                                                                                             

Графік работы  кабінета  настаўніка- дэфектолага Кісцень Т.В. на   2023/2024 нав. год

                                 Панядзелак

                                 8.00-14.30

                                     Аўторак

                                 8.00-14.00

                                      Серада

                                 8.15-12.45

                                    Чацвер

                                 8.15- 13.30

                                      Пятніца

                                 8.15 -13.20

Игры и упражнения, направленные на развитие речи дошкольников

Упражнения по развитию мелкой моторики руки, пальчиковая гимнастика

Упражнения по развитию речевого дыхания

Простые советы учителя-дефектолога

Логоритмические занятия

Массаж лицевых мышц

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Родителям будущих первоклассников

Нарушение письма

Рекомендации для родителей «Как работать с детьми над домашними заданиями»


Когда нужно обращаться к логопеду

Развиваем речь ребёнка

Преодоление оптической дисграфии у младших школьников

Особенности и проблемы речевого развития

Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно
Игры для развития и уточнения временных представлений

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Основные рекомендации родителям, чей ребенок заикается

Речевая готовность ребёнка к школе

Дискграфия 

Типы семейных взаимоотношений

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Преодоление  аграмматической дисграфии у младших школьников

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

ЕСЛИ_ВАШ_РЕБЕНОК_РАССЕЯН…

Лабиринты(рисунки)

Ориентировка в пространстве (рисунки)

Консультации для педагогов

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Преодоление фонематической дисграфии у младших школьников

Особенности работы с детьми с ОПФР

Работа по улучшеню техники чтения
Формирование орфографических навыков

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического

Зачем учителю способствовать развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста

Советы дефектолога

Требования к качеству речи педагога

Методика логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Система коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя группы продлённого дня»