ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2021-2026
КОНСУЛЬТАНТЫ:
Осипов Алексей Иванович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор.
Финькевич Людмила Владимировна, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат психологических наук, доцент.
Бройко Александр Васильевич, директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»
Лазуко Борис Андреевич, заведующий отделом древнеебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси имени К. Крапивы, кандидат искусствоведения, доцент
АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа.
«Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [А.Г.Лукашенко].
Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований. Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.
Поликультурное воспитание в учреждениях образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств [22].
Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:
– семейное воспитание
– социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме
-духовно-нравственное воспитание.
Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:
– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);
– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);
– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях.
Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.
В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам [21; 33]. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования. Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.
Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.
На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:
— между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;
-между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.
Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа.
Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.
Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»
Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.
Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса. Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности обучающихся.
Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.
Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Цель проекта: обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей чувством патриотизма и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.
Задачи проекта:
создание системы работы учреждения образования, основанной на внедрении эффективных форм и педагогических технологий, обеспечивающих успешную этническую социализацию и поликультурную компетентность обучающихся;
разработка и внедрение инновационных технологических приемов, подходов, методов и форм этнокультурной социализации и поликультурной компетентности обучающихся;
поиск новых направлений, педагогических идей, технологических решений формирования позитивной этнической идентичности личности и поликультурной компетентности обучающихся;
развитие поведенческих навыков, моделей конструктивного общения с представителями иных культур и этносов;
стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов;
формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
Педагогическая модель развития этнической социализации и формирования поликультурной компетентности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа :
1. Концептуально-целевой блок (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия).
Организация среды жизнедеятельности, информационно-коммуникативное пространство учреждения образования, в котором благодаря совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, представителей социума формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера, оказывающая влияние на патриотические чувства учащихся (государственная символика, предметы национальной культуры и творчества, история народного творчества региона, история духовной культуры, православные ценности и традиции белорусского народа). Взаимодействие с семьёй обучающегося даёт возможность использовать педагогический потенциал этнокультуры семьи в образовательном процессе (проекты «Мой род, моя семья и наша страна», «Профессиональное древо семьи», «Духовные традиции моей семьи», «Семейные праздники», творческие выставки «Мир увлечений моей семьи», «Духовные семейные встречи в субботний день», работа родительского университета и т.д.) Использование внешкольной среды с её многочисленными связями и взаимодействиями также имеет значение для формирования этнической социализации и поликультурной компетентности личности обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа. Учреждение образование в регионе выполняет культуротворческую роль – влияет на формирование позитивных взаимоотношений между различными субъектами, нейтрализует негативные компоненты, несёт просветительскую функции и работает не только с самими учащихся и воспитанниками, законными представителями, но и его ближайшим окружением: Новогрудской епархией, Кореличским ЦТДиМ, отделом культуры и досуга «Турецкий дом культуры», УО «Мирский ГХПТК», УО «Кореличский государственный строительный лицей».
Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе овладения человеком ценностей, установок, образцов поведения, что присущие данному этносу, воспроизведение ею социальных связей и социального опыта этноса, преобразование этого опыта на личное достояние, развитие умения находить общий язык с другими народами.
Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня духовно- нравственного развития личности обучающегося, его этнической социализации, поликультурной компетентности на православных традициях и ценностях белорусского народа. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого образовательного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
2. Содержательно-деятельностный блок
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления. Психологическая структура этнического самосознания модели представлена следующими компонентами: 1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности (я и культура этноса);
2) изучение культуры этносов, проживающих на территории Республики Беларусь (я и мир как могокультурное сообщество); 3) формирование представлений о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран (я и ценностная культура народов мира);
4) саморазвитие интереса к освоению поликультурных ценностей;
5) умение решать межличностные проблемы, навыки межкультурной коммуникации, толерантные качества личности (я личность, умеющая решать межличностные проблемы).
3. Результативно-коррекционный блок, прогнозируемый результат
Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.
Ожидаемый результат:
У обучающихся развиты личностные качества и умения:
— принятие и осознание ценности своих национальных традиций, уважительное отношение к обычаям других народов;
на уровне социальной компетенции — умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований;
на уровне личностной компетенции — способность осознать свою этническую принадлежность, позитивно относиться к маркерам своей этнической группы (язык, традиции, родная земля, образ жизни, быт и др.);
на уровне деятельностной компетенции — способность предвосхищать конфликтные ситуации, конструктивно преодолевать противоречия; осознанно относиться к процессам инкультурации и к самостоятельному выбору модели поведения и общения.
В нашем понимании, поликультурная компетентность – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков обучающихся, их способностей, опыта, личных качеств, составляющих единое целое и благоприятствующих освоению культур разных народов. Исходя из данного определения, а также с учетом требований учебной программы РБ, разработана структура поликультурной компетентности личности обучающихся.
должен знать:
– название родного города, поселка, страны, столицы, достопримечательности столицы и малой родины; официальные символы Беларуси (флаг, герб); природные символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен).
иметь представление:
– о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение); о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки); о блюдах белорусской народной кухни; элементах белорусского национального костюма; о других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.
должен уметь:
-рассказывать о национальных праздниках Республики Беларусь, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, класс, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски); отличать людей разных рас.
должен обладать личностными качествами:
-самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, щедрость, гуманность, трудолюбие, любовь к родному краю, к Республике Беларусь, гостеприимство, отзывчивость.Таким образом, социальные навыки создают базу для дальнейшего этнической социализации и развития поликультурной компетентности обучающихся, которая заключается:
— в умении продуктивно взаимодействовать в детском коллективе, в социуме;
— в сформированности активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях белорусского общества;
— в достаточном уровне правовой и политической культуры;
— в расширении конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, творческой, общественно значимой деятельности;
— в понимании принципов коллективизма и социальной солидарности;
— в сформированности позитивного отношения к близким, к сверстникам, взрослым, в том числе, к людям с ограниченными психофизическими возможностями.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Критерии эффективности инновационной деятельности
№ | Критерий | Показатели |
1. | Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения этнической социализации и формирования поликультурной компетентности обучающихся в учреждении образования | 1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных в рамках инновационной деятельности: банк активных методов обучения, современных воспитательных технологий, направленных на развитие учащихся 2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях инновационной деятельности, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. 3. Наличие, разработанных в результате инновационной деятельности научно-методических материалов: методические пособия, методические рекомендации, практические пособия, методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным организациям по внедрению результатов инновационной деятельности. 4. Наличие диагностического инструментария оценки качества воспитательной работы в условиях инновационной деятельности: пакет контрольно-диагностических методик воспитанности, пакет контрольно-диагностических методик для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности. |
3 | Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся | Уровень этнической социализации и поликультурной компетентностиДуховно-нравственное развитие обучающихсярост мотивации обучающихся быть честным, правдивым, отзывчивым, добрым, гуманным; — развитие потребности личности в дальнейшем нравственном самосовершенствовании, овладении ценностей, установок, образцов поведения, что присущие белорусскому этносу, воспроизведение ею социальных связей и социального опыта этноса, преобразование этого опыта на личное достояние. |
4 | Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников | 1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров учреждения образования в инновационную деятельность. 2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности. 3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников. 4. Повышение профессиональной активности педагогического состава учреждения образования: участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах, участие в конференциях различного уровня и пр. 5. Количество проведенных мероприятий на базе учреждения образования по теме инновационной деятельности. |
5 | Информационное сопровождение инновационной деятельности | 1. Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в научно-методических журналах, изданиях. 2. Наличие публикаций (репортажей) по теме инновационной деятельности в СМИ 3. Отражение результатов инновационной деятельности на сайте образовательной организации. 4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность инновационной деятельности |
6 | Социальная значимость инновационной деятельности | Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности. Расширение системы внешних социальных связей школы, увеличение числа субъектов образовательного процесса. |